Постоянная составляющая

rusaudiopro

Slap
нужно DAT-фонограмму 4-х летней давности обработать (не говорю "отмастерить";), а там постоянная составляющая в сигнале. Откуда она берется -- это понятно. Дешевые симметрирующие каскады пультов, "мастеровых" приборов и т.д. Чем это грозит при работе в цифре тоже понятно -- младший разряд потерян, остаются, скажем, 15. Но вот при ее ликвидации (DC-offset) что происходит со звуком? Может быть, оставить все как есть -- все равно ведь звук уже "15-разрядный"?

Vladimir Gubatoff
Оставив постоянку ты получишь некорректную работу всего, что связанно с динамической обработкой.

Andrey Subbotin
Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд....
Удалить DC надо. Попробуйте HPF на 20 - 30 Гц. Просто после процесса разрядность увеличится, и надо будет делать дитер из 24 в 16. Все плаги, в которых есть функция DC-offset работают по такому принципу ( кроме Apogee, но он под РС не существует). По поводу некорректной работы приборов динамической обработки - все цифровые компрессоры имеют такой фильтр на входе (обычно настроенный на частоту среза в р-не 2 - 5 Гц). Но только в некоторых пользователь имеет доступ к этому фильтру. Интересно, что многие плагины добавляют DC после обработки - советую протестировать все, чем вы пользуетесь на этот предмет....

Vladimir Gubatoff
Например,можно попробовать проверить DC после L1.8-)

Andrey Subbotin
Проверял - нету после него постоянки - по крайней мере на маке -))

Slap
Не поленившись, я "препарировал" файлик с "фирменной" (а не искусственно введенной) постоянной составляющей в SoundForge. Что получается: действительно, если измерять постоянку по всему файлу, то величина одна. Если же анализировать небольшие фрагменты, то величины скачут в самых фантастических пределах (и чем меньше фрагмент -- тем больше намеряется "постоянки". Наиболее показательно просчитать статистику, выделив _один_ полупериод. Величина постоянки будет равна действующему значению амплитуды полупериода :о)
Отсюда вывод -- методика измерения постоянной составляющей в SF (а также, очевидно, и в Apogee) основана на суммировании положительных и отрицательных величин амплитуд полупериодов сигнала. И безоговорочно корректной эту методику можно считать только для чистой синусоиды. В связи с тем, что музыкальные сигналы по определению асимметричны, то ошибка будет непременно. Чем меньше исследуемый фрагмент -- тем больше ошибка. Но..! При анализе достаточно длинного файла ошибка из-за асиметричности минимизируется -- накапливается статистика... Скажем так: музыкальный сигнал асимметричен "в обе стороны".
Это легко проверить, "награбив" некоторое количество вещей с фирменных компактов -- при проверки _всего_ файла SF постоянки не обнаружит, но она обязательно будет при проверке мелких фрагментов (в пределах звучания одной ноты). Поэтому, с большой долей вероятности, проверив _весь_ наш файл, мы будем иметь правильное, усредненное значение постоянной составляющей, которое можно скорректировать по методике, не требующей дитера -- "безопасного" суммирования с константой.

Andrey Subbotin
Я думаю там несколько сложнее - если интересно я могу уточнить по описанию от Apogee. Но там еще несколько проблем есть у прибора (и у плагина кстати те же).
Есть такое соображение... Насколько безопасно суммирование с константой?? Да, величина постоянной составляющей не может быть меньше шага квантования, соответственно константа кратна шагу квантования. И разрядность не увеличивается и дитер не нужен. Но представьте что амплитуда у вас уже "под 0" - в этом случае возможны превышения 0 dBfs....

Plitkin.
Но это, пожалуй, единственная опасность, причем предсказуемая.

Slap
При дальнейшей обработке, вероятно, можно пройтись по фонограмме и фильтром, чтобы убрать "остатки" с частотой в доли герца и мизерной амплитудой, похожие на инфраниз от покоробленного винила (точнее, фонограмма автоматически обработается, например, при компрессировании, если, конечно, плагин писал не полный идиот.. :о)

Andrey Subbotin
А зачем?? Сразу фильтр чем плох?? Зачем промежуточный процесс??Кстати эффект на инфраниз от винила не похож - ниже частота..... И амплитуда бывает не мизерная....

Plitkin.
Фильтр меняет звук, какой бы он хороший ни был. К тому же инфраниз присутствует далеко не во всякой программе. Мало того, иногда содержит ценную информацию. Особенно это бывает заметно на акустических записях.

Cyril Perederij
Только-что проверил. В SF45 DC-offset убирается не фильтром, а прямой коррекцией, т.е. сложением с константой, которая вычисляется для первых 5-ти секунд сигнала или для всего произведения. Вот цитата из хелпа: "To correct for offsets, a constant value is added to each sample". Проверял на синусе с частотой 1Гц. Вначале Форж вообще не захотел ничего делать, говорит мол нету тут никакого оффсета. Пришлось этим самым оффсет-ремувером вручную внести оффсет в кол-ве 1000. Стоит ли говорить, что после ремувинга синусоида просто вернулась на свое прежнее место...

Andrey Subbotin
Да, вот Apogee так и работает, поэтому пользоваться им нельзя -)) Что неправильно - он просто анализирует форму волны на периоде 5 сек (в СФ, в Apogee этот параметр настраивается) и находит эту константу. Следующие 5 сек эта константа перестает ею быть - )) - он уже новую вычислил 8-)). Чтоб "ступеньки" не было, он "сглаживает" - т.е. переходит от одного значения офсета к другому за какое то время ( у Apogee это время тоже можешь изменить) - результат понятен?? К фанере добавляется составляющая с частотой в доли герца.... Вот вам и прибор за 8000 баксов -)))
Да, в лабораторных условиях получается - Apogee показывает величину офсета в реальном времени - для синуса она бывает постоянна. Но на музыкальном сигнале никогда. Не видел ни одного источника, где бы подобный алгоритм не находил постоянку - даже после обработки им же самим он опять пытается что-то вычесть\сложить. Так что лучше уж фильтриком по старинке -))

Plitkin.
Уточним термины. Постоянная составляющая потому так и называется, что она одинакова во всех местах файла. И видна, кстати, на глаз. И убирается первым методом. А если смещение не постоянно, то я бы назвал это инфранизкочастотной помехой. И разумеется, убрать ее можно только ИНЧ фильтром.

Andrey Subbotin
Да, речь просто о порочном методе анализа величины постоянной составляющей приводящем к появлению после процесса инфранизких частот. Нельзя делать анализ на участке в 3 - 5 сек - надо анализировать весь файл. Но это исключает проведение анализа и удаления в реальном времени. И делает метод компании Apogee бесполезным -))

назад на звуковые технологии

компиляция топика Евгений Бордюгов.
При цитировании и ином использовании
материалов ссылка обязательна.
reload site