Демо запись


Для молодой команды сделать качественную запись, даже располагая приличными финансами, не так просто. Часто уже в студии неожиданно выявляются изъяны аранжировки, и приходится идти на всевозможные ухищрения и тратить дорогое студийное время, чтобы получить хоть мало-мальски приличный результат.
В итоге музыканты обвиняют персонал студии в пренебрежительном отношении к их гениальной музыке, работники студии говорят, что эти люди не умеют играть, а главное, не знают чего хотят. Казалось бы, все правы - но от этого никому не становится легче...

С развитием компьютерных технологий записи звука изготовление качественной записи стало доступным очень многим - только совсем ленивый еще не попробовал "нарисовать" в компьютере свою музыку и наложить на нее голос...

Проблемы, при этом возникающие, и способы их решения многократно описаны в соответствующей литературе. А вот как быть "живым" группам? Ведь записать акустические барабаны на недорогой звуковой карте весьма проблемно, а покупать ради демо-записи многовходовую карточку ощутимо дорого...

Кроме того, даже наличие у музыкантов собственного компьютера и многоканальной карты вовсе не гарантирует достойного результата при записи "живых составов".

Не пугайтесь, положение вовсе не безвыходное. Предлагаю вашему вниманию несколько способов записи коллективов использующих акустические барабаны.

Эти способы предназначены для музыкантов, которые не могут или не хотят записывать свою музыку в профессиональной студии.

Все нижеследующие рекомендации не претендуют на звание истины в последней инстанции, однако, эти способы опробованы на практике и дали вполне приличные результаты.
способ первый | способ второй | способ третий | общие рекомендации

Существует более тысячи способов сделать достойную демо-запись
вашей замечательной музыки. Самое смешное, что все они правильные!
John du GOFF

Способ первый, примитивный

Любая группа хотя бы иногда выступает на концертах. Нужно всего лишь договориться со звукорежиссером и записать на DAT или MD барабаны, снятые с одной из подгрупп концертного микшера. Затем в профессиональной студии или дома на компьютере наложить на эти барабаны гитары, голоса и прочие инструменты.

Рекомендации
Постарайтесь уговорить вашего барабанщика негромко отсчитывать "метр" палочками во всех гитарных вступлениях и прочих паузах (скорее всего слушатели этого даже не заметят), а вот остальным музыкантам без этого "живого метронома" будет крайне затруднительно попасть в барабаны при записи своих партий.

Достоинства
Самый недорогой и быстрый способ

Недостатки
Качество полученной записи, как правило, оставляет желать лучшего.

вверх

Способ второй, консервативный

Этот способ гораздо сложнее - потребуется приобрести или взять в аренду четырехканальную аналоговую портастудию. Кроме того, потребуется купить несколько часов времени в профессиональной студии.

На репетиции на четыре канала записывается ритм-секция (например, барабаны и бас), затем этот материал вместе с портастудией приносится в студию и переписывается на четыре канала студийного магнитофона; сразу же на один канал портастудии прописывается SMPTE-код и, засинхронизировав по нему остальное оборудование, на второй канал делается подсведение ритм секции.
На репетиционной базе на два свободных канала записываются, например, гитары.
Вновь, в студии засинхронизировав оборудование по уже прописанному синхро-коду, гитары переписываются на следующие два трека студийного магнитофона - и опять делается подсведение на один канал ритм-секции уже вместе с гитарами.
На базе записываются вокалы, подпевки и в студии сбрасываются на многоканальник... Так можно поступать до тех пор, пока каналы в студийном магнитофоне не закончатся, после этого останется только свести полученную многоканальную запись.

Рекомендации
Покупая время в студии, непременно поинтересуйтесь, имеется ли у персонала опыт работы в синхронизации с аналоговым оборудованием!
Как и в первом способе, и по тем же причинам барабанщик должен просчитывать палочками темп во всех вступлениях и паузах (эти щелчки легко вырезается при сведении).
При записи используйте только рекомендованные производителем портастудии кассеты.
Не забудьте выключить систему шумопонижения на канале с SMPTE-кодом.

Достоинства
Купив 4-5 часов студийного времени, можно успеть записать 5 - 8 песен, так как студийное время будет тратиться только на сброс треков и сведение. А несчетное количество дублей и "вылизывание" самого материала можно не торопясь делать у себя на базе, или дома. При работе с аналоговой лентой можно отказаться от использования динамической обработки или свести ее использование к минимуму, ибо лента сама является своеобразным компрессором.
Полученная запись будет иметь настоящую аналоговую теплоту.

Недостатки
Даже самая лучшая аналоговая лента весьма ощутимо шумит.
Придется немало побегать - то в студию, то на репетиционную базу (хорошо еще если они недалеко друг от друга расположены).
SMPTE-код достаточно легко потерять, хотя это больше зависит от квалификации персонала студии, с которым вы будете работать.

Примечания
Использование аналоговой четырехканальной потастудии не является догмой, можно использовать и другие многоканальные устройства. Например, восьмиканальные кассетные машины (качество при этом, скорее всего, будет заметно ниже из-за меньшей физической ширины дорожек), или многоканальные минидисковые системы - при их использовании вы лишитесь аналоговой теплоты и характерной компрессии ленты, но значительно упростится синхронизация со студийными устройствами.

Более подробное описание данной технологии вместе со звуковыми примерами на специальной страничке.

вверх

Способ третий, высокотехнологичный

Подразумевает максимальное использование современных компьютерных технологий в процессе записи и обработки звука.

Самое сложное в нем хорошо записать барабаны - особенно, если вам приходится пользоваться обыкновенной двухканальной звуковой картой. Для этого можно использовать портастудию или иное многоканальное устройство, а затем свести полученную фонограмму на два канала компьютера, вставить полученный файл в программу многоканальной записи и спокойненько дописывать необходимые голоса и инструменты.
Можно попробовать записывать барабаны на два канала компьютера, сразу микшируя сигналы от микрофонов на внешнем микшере. Но приготовьтесь при этом делать не менее десятка дублей с разными балансами, дабы в спокойной обстановке выбрать наиболее сносно звучащие треки.

Рекомендации
Для достижения максимально возможного качества звучания барабанов можно обратится в профессиональную студию. При этом совершенно не обязательно тратить много дорогого студийного времени на прописывание барабанов от первого до последнего такта, достаточно в нужном темпе сыграть вступление, куплет, припев, коду и пару тройку сбивок. Причем играть любой фрагмент полностью тоже не обязательно, вполне достаточно 4 - 8 тактов.
Таким образом, можно за три - четыре часа работы записать на целый альбом оригинальных барабанных лупов, да еще потом скинуть их на ваш компакт или хард-диск потреково! Также можно договорится сразу свести ваши барабаны на два канала на студийном микшере со студийной обработкой. И вдобавок, оцифровать сведенные драм-лупы в файлы на дорогом студийном конвертере.
Здесь все зависит от класса студии и от компетенции ее сотрудников. Поэтому заранее подробно оговорите со студийным персоналом, что вы хотите получить.

Достоинства
Если вам удастся хорошо записать необходимые инструменты и голоса, то ваши возможности обработки, редакции и микширования будут ограничены только вашей фантазией - именно так пишут в рекламе.

Недостатки
Если говорить откровенно, ваши возможности будут ограничены, прежде всего, вашими знаниями. Ну и конечно, возможностями используемых программ.
Кроме того, программные микшеры и эффект-процессоры реализованные в MacOS и Windows пока уступают своим "железным братьям" в качестве звучания.

Примечания
Постарайтесь избежать включения микрофона в микрофонный вход вашей звуковой карты. Даже недорогой пульт MACKIE или Behringer, используемый в качестве микрофонного предусилителя, в абсолютном большинстве случаев, даст несоизмеримо лучшее качество звука.
Если вы умеете держать в руках паяльник - можно самому собрать неплохой микрофонный усилитель. Схему и рекомендации по изготовлению можно найти на страничке Евгения Петрова.
При выстраивании барабанных лупов в песню могут возникнуть некоторые нарушения ритма, связанные с небольшими различиями длины ритмических фрагментов. Дабы этого избежать, можно воспользоваться программой ACID от Sonic Foundry. Эта программа умеет воспроизводить разные по длине музыкальные фрагменты с одинаковой скоростью.

Вышеописанные способы записи не являются догмой. Их можно смело комбинировать, адаптируя под ваши индивидуальные требования и условия.

вверх

Общие рекомендации

Если для вас трата даже 20-50 долларов на аренду оборудования представляет непреодолимую финансовую проблему - подумайте, стоит ли вообще заниматься музыкой?! Потому, что сделать запись совершенно бесплатно, скорее всего, не удастся. Придется покупать или брать в аренду инструменты, микрофоны, комбики. Даже если у вас уже есть отличные инструментальные усилители, прекрасные гитары и собственные студийные микрофоны, не помешает арендовать на сведение хотя бы профессиональные студийные мониторы, чтобы не испортить звук ваших замечательных инструментов плохим микшированием.
Может быть, даже стоит подумать о сведении записанного материала в профессиональной студии. В любом случае, такая запись обойдется вам гораздо дешевле, чем работа в студии на всех этапах проекта.

Гитары лучше писать с микрофона - все те недорогие гитарные процессоры, которые могут себе позволить большинство гитаристов, дают несколько "пластмассовое" звучание. Даже если у вас нет абсолютно никакой возможности найти для записи гитарный комбик, попробуйте "порыться на бабушкином чердаке" - возможно, там пылится старый и огромный ламповый магнитофон. Смело включайте гитару в его микрофонный вход, ставьте микрофон и... Уверяю, полученный звук будет вполне настоящим, а главное, оригинальным. Может быть, только потребуется заменить лампы на более свежие.

Почти единственный инструмент (кроме современных клавишных синтезаторов), который может звучать "в линию" лучше, чем в маленький комбик, это бас-гитара. Но обязательно примите меры по согласованию сопротивления выхода инструмента и входа микшера или иного устройства. Для баса, как и для гитары, необходим вход с высоким входным сопротивлением (порядка 1МОм), еще более актуально согласование сопротивлений для акустических гитар, адаптированных пассивными пьезодатчиками. Исключение составляют лишь инструменты с активной электроникой.

При записи гитар отключите ревербераторы в гитарном процессоре и усилителе. В 90% случаев они помешают вам при сведении фонограммы.

Если при сведении звук инструмента или голоса приходится сильно корректировать эквалайзером, скорее всего этот инструмент плохо записан и его стоит просто переписать.

В процессе работы вы непременно получите ценный опыт организации записи музыки. Уже только это будет стоит затраченных вами усилий и способствовать вашему творческому росту. Удачной вам записи.

Ваши вопросы по технологиям малобюджетных (и не только) записей вы можете присылать мне
на E-mail

Евгений Бордюгов
звукорежиссер студии
Europa Plus Волгоград

назад на звуковые технологии

При цитировании и ином использовании
материалов ссылка обязательна.
reload site